Использование проездных документов на основе магнитных и смарт- карт
Об изменениях см. Правила пользования на сайте Петербургского метрополитена.
Правила пользования турникетами
- Турникеты предназначены для прохода строго по одному человеку. На станциях установлены турникеты для приема жетонов, магнитных и бесконтактных смарт- карт и жетонов или только для прохода по документам. Входя в вестибюль, заранее определите, каким из турникетов Вам следует воспользоваться.
- Турникет для прохода по документам (ручной контроль) расположен у кабины контролера, затем широкий багажный турникет, далее - турникеты для прохода по магнитным и смарт- картам и жетонам. Дальний от кабины контролера турникет во многих вестибюлях может использоваться для дополнительного ручного контроля (Если на этом УТ есть спец.кнопка -у него может работать еще 1 контролер).
Турникетов для прохода только по жетонам уже нет -были со стороны, противоположной от кабины контролера.
- Пропуск по жетонам или картам через первый турникет не осуществляется.
- Опустив жетон или магнитную карту или прислонив смарт-карту к устройству чтения (белый круг на верху турникета), дождитесь, когда на табло турникета появится разрешающий сигнал, после чего проходите через турникет, повернув перекрыватель самостоятельно. Если появился запрещающий сигнал, обратитесь к контролеру.
- На ручном контроле предъявите документ и проходите, когда на табло турникета появится разрешающий сигнал. Если появился запрещающий сигнал, обратитесь к контролеру. Проходите через ручной контроль по одному в порядке очереди.
- Пропуск пассажиров с детьми и багажом осуществляется через второй широкий турникет по магнитным и смарт-картам. Не имеющие их пассажиры должны приобрести в кассе специальную магнитную карту или оплатить провоз багажа на магнитную или смарт-карту для прохода через второй турникет, в том числе путем обмена жетонов на магнитную карту.
- Пропуск через багажный турникет пассажиров по любым магнитным картам, включающим тариф за поездку и багаж, осуществляется автоматически. Специальные магнитные карты, предназначенные для прохода через багажный турникет, необходимо предъявлять только в этот турникет, в других турникетах эти карты автоматически возвращаются пассажиру.
- Пропуск пассажиров по магнитным и смарт-картам и льготным документам с детьми или багажом, не подлежащим оплате, а также пассажиров по льготным документам с оплачиваемым багажом - производит контролер. Вставлять магнитную карту или прислонять смарт-карту к устройству чтения можно только после того, как на табло турникета появится мигающий сигнал -зеленая стрелка.
- Не пытайтесь на одной станции в течение нескольких минут (в зависимости от типа ресурса) дважды пройти по одной и той же карте, защита от повторного предъявления выдаст запрет на проход.
- Внимательно следите за сигнализацией на турникетах.
- Оберегайте магнитную карту от изгибов, воздействия повышенной температуры и повреждения магнитного слоя. При застревании магнитной карты немедленно вызовите контролера, не отходя от турникета.
Сокращения
МК -магнитная карта, информация кодируется на черной магнитной полосе.
БСК -бесконтактная смарт-карта (Smart-card). Размеры -как у магнитной карты, информация -в микросхеме.
Возможно размещение цветной фотографии, Ф.И.О. и других данных владельца.
По БСК в начале их внедрения можно было пройти через турникеты 4 и 5, на 27.10.03 в 45 из 65 вестибюлей, например, Технологический ин-т, Сенная, -через все, начиная со 2-го (багажного).
БСК нельзя изгибать, подвергать сильному охлаждению (ниже -40°C), воздействию высоких температур (выше +60°C), помещать во влажную и агрессивную химическую среду.
При проходе через турникет не снимать БСК с устройства чтения до появления сигнала разрешения или запрета прохода.
См. Смарт-карты - что это такое Константин Тимошенко, опубликовано 7 Мая 2003г.
и копии на сайте журнала "Магия ПК",
сайте магазинов "Карман" (Украина).
Статья против -Обращение ОД "За право жить без ИНН" к жителям Петербурга на сайте Константина Гордеева.
Реферат: преимущества, теория, ссылки.
О бесконтактных смарт-картах MIFARE (компания "Розан Файнэнс" (РОЗАН)изготовитель МК и БСК, в т.ч. и для метрополитенов.)
ИК или ЕК -Именная/Единая карта (Именная Единая карта. Сначала хотели назвать "Именная транспортная карта");
ПД -проездной документ на основе МК или БСК;
УТ -универсальный турникет;
КМ -кассовая машина. Операции продажи, доплаты и воссстановления ПД выполняются на кассовых машинах с другими номерами по сравнению с номерами КМ, на которых производится инициализация МК.
УВПД (= визуализатор, информатор) -устройство визуализации проездных документов на основе МК и БСК. Ящик с приемной щелью и табло. УВПД стоят в вестибюлях станций метро недалеко от касс.
На 24.10.03 УВПД не были оснащены устройством чтения БСК (смарт-карт) в вестибюлях:
- Владимирская, Пл.Восстания-1, Пл. Мужества, Академическая, Гражд.пр., Девяткино,
- Звездная, Московская-1, Парк Победы, Электросила, Фрунзенская,
- Ломоносовская, Обухово, Рыбацкое,
- Ул. Дыбенко, Ладожская.
АППБ - Автомат по продаже проездных билетов. См. Автоматы по продаже БСК и жетонов
Тип ресурса
Для обоих типов деньги за неиспользованный не по вине Метро ресурс не возвращаются.
- п -поездки: так как на МК при разрешении прохода записываются оставшееся число поездок, код вестибюля и время, возможны отказы записи.
- С -в единицах срока действия: число поездок ничем иным не ограничено, кроме следующих типов ПД, для которых таймаут= 10 минут и оставшееся число поездок пишется не на карту, а в базу данных.:
- для учеников и студентов - с октября 2001 введен предел 70 поездок в месяц;
- Единые на месяц и полмесяца на БСК - 70 и 35 поездок соответственно.
Запрет повторного прохода
Повторный проход через турникет по ПД разрешен не ранее, чем через определенное время.
Это время (таймаут) задается отдельно для каждого типа ПД, но сейчас одинаково для всех ПД:
10 минут. (Раньше было 30, 45 минут для ПД на основе магнитных карт).
Из-за сбоев этот запрет срабатывает не всегда.
Залог
Если ПД имеет залоговую стоимость, возврат залога производится в кассах станций
в течение срока годности при условии возврата неповрежденной магнитной карты.
При этом, если еще не истек срок действия, кассовая машина требует подтверждения -кассир должен спросить Вас, уверены ли Вы, что не хотите пользоваться еще действующим ПД.
Залог за магнитные карты "студенческие" и "ученические" выдается при возврате магнитной карты в кассу метрополитена.
Залог взимается за ПД: Метро на месяц, Единый на месяц и на первую половину месяца, Единые студенческий и ученический, визитная ученическая карта (1-8 класс).
Доплата -добавление ресурса поездок
На ПБ многоразовый можно произвести доплату до <= 60 поездок в кассе станции метрополитена. Цена добавления поездки уменьшается при доплате за >20, >40 поездок.
Проездные билеты льготные для проезда на метрополитене
Выдаются в кассах станций метрополитена отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный проезд, при предъявлении паспорта и подтверждающего льготу документа.
Сюда же отнесли и ПД на основе бесконтактной смарт-карты (БСК).
Все эти типы ПД отмечены в таблице "Виды проездных документов на основе магнитных и смарт- карт" буквой Л во втором столбце ("Л -льготный").
Именная единая (транспортная) карта
С апреля 2003 года в Санкт-Петербурге начинается внедрение персонализированной Транспортной карты жителя Санкт - Петербурга и Ленинградской области на основе электронной бесконтактной смарт-карты (БСК). См. подробнее Объявления в вестибюлях Ед_Карта\*.doc, *.txt (77K 16.7.03).
При наличии именной Транспортной карты пассажир получает право на приобретение единого проездного билета на месяц и половину месяца.
Гражданину отказывается в продаже Именной карты в следующих случаях:
- несоответствие паспорта личности предъявителя;
- наличие действующей Именной карты, приобретенной ранее;
- наличие другого льготного проездного билета, информация о котором зафиксирована в базе данных.
Стоимость Именной карты определяется распоряжением Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Оформление
-в окнах c объявлением "Оформление Именных карт" (На 24.10.03 все кассовые машины, кроме трех, оснащены устройствами чтения-записи БСК).
- Для оформления именной Единой карты получить анкету-заявку в любой кассе метрополитена в любой день.
- Заполнить анкету-заявку и наклеить на нее фотографию (3х4см).
- С 6 по 24 число каждого месяца сдать в любую кассу метрополитена анкету-заявку и предъявить паспорт для проверки правильности заполнения анкеты-заявки, произвести авансовый платеж (80 руб.) стоимости оформления Единой карты и получить квитанцию с указанием номера заказа и даты повторного посещения.
- При повторном посещении произвести окончательный расчет (74 руб. 50 коп.) по стоимости оформления и получить именную Единую карту, при желании оплатить единый проездной билет на ближайший срок и получить закодированную именную Единую карту и бумажное приложение.
Также можно оформить Именную карту за один день в пунктах персонализации ЗАО "Транскарт", предъявив паспорт и оплатив стоимость оформления карты.
(При этом выполняется фотосъемка для карты цифровой камерой.)
Режим работы пунктов персонализации ЗАО "Транскарт": по будним дням
Чернорецкий пер., д. 3 (метро "Пл. Ал.Невского -II". 08.08.2007 Пункт оформления переехал с адреса ул.Бронницкая, 3, метро "Технологический институт").
9:15-17:45 (кроме субботы, воскресенья)
телефон 301-97-74 доб.21-45;
Ул. Одоевского, 29 (метро "Приморская") 9:15-11:30, 12:15-19 (? до ~2004г. было 13:10-19:45) (Пятница и предпраздничные дни -окончание на час раньше).
Нек.подробности см.,напр., на сайте Совета аспирантов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
Если на ИК ранее был закодирован проездной билет (ПБ), то кодирование на нее ПБ другого типа возможно, если истек срок действия или исчерпан ресурс поездок ПБ, закодированного на этой ИК.
Оплата провоза багажа производится отдельно: при наличии у пассажира любого вида проездного билета на основе именной карты - в кассе на предъявленный билет. Проход в метрополитен пассажиров с багажом осуществляется через специализированный багажный турникет.
Распоряжением Комитета по транспорту от 19.02.2003 N 16-Р устанавливалось, что с 10 августа 2003 г.:
ПРЕКРАЩАЕТСЯ реализация единых проездных билетов на основе магнитных карт. Реализация единых проездных билетов будет производиться ТОЛЬКО ЖИТЕЛЯМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области при наличии именной транспортной карты.
Но 27.06.2003 под давлением прокуратуры и Законодательного Собрания СПб отменено прекращение реализации месячных и полумесячных единых билетов на основе магнитных карт (См. подробнее).
Из объявления, звучавшего с 9 мая по 20 сентября 2003г. на эскалаторах: "Именная карта удобна и надежна, позволяет быстрее проходить через турникеты, не выпуская карту из рук."
Но бывают сбои в работе, например, с 10 июля 2003г. при оплате следующего периода для некоторых ПД "Единый на месяц на БСК" при оплаченном периоде 16 июня-15 июля пропадала возможность прохода по 15 июля. Особенно не повезло пассажирам, у которых такое "продление" случилось 12,13 июля, т.к. для восстановления оплаченного ресурса направляют в отдел по работе с пассажирами, работающий по будням.
Поэтому, если можно, лучше не пользоваться именными едиными картами, пока работа с ними не будет лучше отлажена.
При утрате или повреждении Именной карты
- Гражданин обязан подать письменное заявление в кассу метрополитена или Пункт персонализации в течение трех календарных дней с момента утраты, предъявив паспорт. На основании письменного заявления Именная карта заносится в список запрещенных к использованию и становится недействительной. Если утраченная Именная карта будет найдена и передана в кассу метрополитена, то она исключается из списка запрещенных к использованию и возвращается владельцу при предъявлении паспорта в отделе по работе с пассажирами службы сбора доходов ГУП "Петербургский метрополитен".
- Если гражданин обнаружил Именную карту у себя после того, как подал заявление об ее утрате в кассу метрополитена, то использование карты возможно только после подачи письменного заявления о признании недействительным заявления об утрате Именной карты. Заявление предоставляется в отдел по работе с пассажирами службы Сбора доходов ГУП "Петербургский метрополитен". На основании заявления номер Именной карты исключается из списка запрещенных к использованию. Не допускается предъявлять Именную карту в турникет до истечения одних суток с момента исключения Именной карты из списка запрещенных к использованию.
- При утрате или повреждении Именной карты (не читается ни на одном устройстве УЗЧ БСК) направлять пассажира в ЗАО "Транскарт".
- Восстановление ресурса ПБ на срок действия (единые и "метро на месяц") на Именную карту после повторного приобретения Именной карты пассажиром в ЗАО "Транскарт", производится в кассе.
Восстановление ресурса единых ПБ в кассе выполнять только при наличии у пассажира проездного билета на бумажной основе.
- Восстановление ресурса многоразовых ПБ всех видов на Именные карты после повторного приобретения Именной карты пассажиром в ЗАО "Транскарт" производится в отделе по работе с пассажирами службы Сбора доходов.
- При обращении в кассу метрополитена пассажира с Именной Единой БСК, на которой закодирован любой тип многоразового ПД, нечитаемой в турникете, но читаемой в кассовой машине, оператор делает восстановление БСК аналогично восстановлению читаемой магнитной карты.
- Восстановление БСК, на которых закодированы ПБ студенческие, ученические, многодневные и единые, выполняется при предъявлении паспорта установленным порядком.
Проездные билеты багажные
для прохода на станцию метрополитена через широкий (багажный) турникет.
Продажа: в кассах станций метрополитена, в том числе путем обмена жетонов на магнитную карту.
Есть следующие разновидности:
- Багажный полный
-для пассажиров, не имеющих права бесплатного проезда и провозящих багаж, подлежащий оплате;
- Багажный с бесплатным багажом
-для пассажиров, не имеющих права бесплатного проезда и провозящих багаж не подлежащий оплате, но затрудняющий проход через обычный турникет, а также детей дошкольного возраста;
- Багажный с бесплатной поездкой
-для пассажиров, имеющих право бесплатного проезда и провозящих багаж, подлежащий оплате.
Сроки действия и продажи
- ПД метро на месяц и единые студенческие и ученические на месяц продают 25-5 числа месяца.
- ПБ единый на полмесяца действует с 1 по 15 число, продают с 14 часов последнего дня месяца по 5 число.
- Единый на месяц действует с 16 по 15 число, продажа - 10-20 числа месяца.
- Единый на квартал продают в кассе станции "Технологический институт" с 25 числа последнего месяца предыдущего квартала по 5 число последнего месяца квартала.
Раньше продавали в Центральном агентстве городского пассажирского транспорта (ул. Рубинштейна, 32).
- Билеты на наземный транспорт продают 28-3 числа.
Советы по использованию
- При покупке или получении ПД запишите его полный номер (Посмотрите на табло в кассовом окне или узнайте у кассира: тип, КМ, номер; например,
15-105-1234567 -единый на месяц, КМ=105, N=1234567), станцию, дату и время, ресурс, срок действия. Это облегчит Вам решение возможных проблем с ПД: складирование или запрет прохода по неизвестной для Вас причине, восстановление после отказа записи или порчи МК (БСК), поиск и отлов утерянного ПД.
На бесконтактных смарт-картах (БСК) номер напечатан слитно в одном из видов:
- Служебные ПД: 3 младшие цифры КМ, номер, например, 2801234567 - КМ 9280, N=1234567.
- Студенческие, ученические, транспортные: до 19 цифр слитно, а номера КМ и ПД -не напечатаны.
- Обнаруженные на территории метрополитена утерянные проездные билеты на основе БСК любого типа (в т.ч., находящиеся в списке "запрещенных к использованию") передаются в отдел по работе с пассажирами не позднее следующих суток.
- Убедитесь, что надпечатка на МК соответствует номеру ПД (тип ПД числом может быть не напечатан, но оформление МК должно ему соответствовать). Например, 0107.0123456 - КМ=107, номер=123456.
- При покупке или оплате очередного периода проездного документа, к которому положено бумажное приложение (проездной билет на бумажной основе), впишите в это приложение полный номер ПД.
По требованию контролеров надо предъявлять МК (БСК) вместе с бумажным приложением.
-
Во избежание потери информации не гните МК, храните их в чистом месте при температуре 10 - 60 °C и не ближе 1м от магнитов, источников электро-магнитных полей (например, мониторов, телевизоров, электродвигателей, радио, телефонов, проводов с сильным током). Особенно оберегайте от царапин и загрязнений магнитный слой (черная полоса посередине вдоль длинной стороны МК).
-
Вставляйте ПД на основе МК магнитным слоем вверх в приемную щель турникета на тумбе справа от прохода. Из-за складирования или застревания МК может не вернуться Вам, но это не исключает разрешения прохода.
При разрешении прохода (загорается сигнал -зеленая стрелка влево) надо пройти через турникет не позже, чем через 10 секунд, при этом ПД может быть складирован.
-
При запрете прохода загорается сигнал -красный крест- при этом ПД на основе МК может быть складирован.
- Бывает, что разрешение прохода дано, но сигнал разрешения прохода плохо или совсем не виден. Будьте внимательны
-красный крест при этом гаснет - значит проходите. А если Вы не прошли, хотя было разрешено, соседние турникеты будут запрещать "повторный проход", и, если ресурс в поездках, еще и зря спишется 1 поездка!
Так было на "Петроградской" 10 января 2002г. Сигналы могут быть не видны из-за яркого освещения (например, в вестибюле "Пл.Ленина-1") или плохой настройки УТ.
- УТ делает до 5 попыток чтения за 1 предъявление, при этом МК двигается в приемном тракте вперед-назад. Если МК не читается, загорается красный крест. Убедитесь, что МК не повреждена, магнитный слой не загрязнен, и Вы вставляете МК магнитным слоем вверх; если Вы очень спешите и уверены, что этот
ПД сейчас должен дать разрешение прохода, попробуйте пройти через другой УТ.
- Если при предъявлении ПД в УТ Вы не видите сигнал разрешения прохода и не знаете, почему, запомните номер турникета (на тумбе справа от прохода) и обратитесь за разъяснением в кабину дежурного по вестибюлю (на контроле -около УТ 1), где на монитор выводится сообщение о причине невозможности прохода.
-
Проверку любых карт для прохода в метро можно произвести в кассах или вестибюлях станций.
Кассир может прочесть Вашу МК (БСК) на своей кассовой машине, результат смотрите в окне кассы на табло или мониторе.
В вестибюле есть автомат для проверки магнитных карт (называется "визуализатор" или "УВПД"
-устройство визуализации проездных документов на основе МК (БСК) - Ящик с приемной щелью и табло). Показывает даты начала и окончания действия (в форме ДД.ММ.ГГ), оставшийся ресурс (поездок, багаж); но не выводит номер и тип ПД!
Если сроки действия в днях для предыдущего и наступающего периода не равны, то в течение предыдущего и в начале (от 3-4 дней иногда до конца месяца) срока действия данного ПД визуализатор неверно выводит дату, по которую действует ПД: единый, метро на месяц, единый на квартал, ПБ Студенческий на метро, ПБ Ученический на метро.
Это не значит, что Вам продали неверно закодированный ПД, а связано с необходимостью разрешения прохода по еще действующим и исключения прохода по только-что просроченным ПД.
-
При необходимости восстановления или замены после отказа записи или порчи МК (БСК), или по направлению деж.по вестибюлю или работников отдела по работе с пассажирами обращайтесь в кассу станции
Метро. Назовите кассиру тип ПД, иначе Вы можете потерять время или деньги.
Например, часто неверно (бывает из-за неправильной надпечатки на МК) вводят тип ПД для восстановления после отказа записи, в результате восстановление не идет, а ПД заносится в список подозрительных.
После отказа записи восстановить Ваш ПД до закрытия станции могут в кассе вестибюля, в котором произошел отказ.
Иначе кассир вводит в базу данных заявку на восстановление нечитаемого или деформированного ПД (т.е. без оформления на бумаге, поэтому запомните, когда и где это сделали).
Собственно восстановление или замена затем производится
на 2..9-й день (считая первым день подачи заявки) в отделе по работе с пассажирами
См. Порядок замены деформированных и нечитаемых проездных билетов на основе магнитных карт
Отдел по работе с пассажирами Службы сбора доходов метрополитена
Претензии пассажиров по вопросам, связанным с использованием проездных билетов на основе магнитных и бесконтактных карт, рассматривает ГУП "Петербургский метрополитен" при обращении пассажиров в кассы станций.
При невозможности решения вопроса на месте претензии рассматриваются в отделе по работе с пассажирами службы Сбора доходов Петербургского метрополитена.
Телефоны для справок 310-14-81, 350-11-29.
Адрес: ул.Одоевского, 29, корп.2 (вход с набережной реки Смоленки. Метро "Приморская", от выхода налево, мимо входа в метро, под арку и налево вдоль здания, войти и на 1 этаже справа от входа).
Надо иметь при себе удостоверение личности и бумажное приложение к ПД, если оно должно быть.
Прием пассажиров (Окна 1-4):
Будни кроме ПТ и предпраздничных дней - 8.30-19;
Пятница и предпраздничные дни - 8.30-18.
В обед (12-13) открыто меньше окон (возможно, одно).
Реализация проездных билетов организациям по безналичному расчету
Комната 120 -окна 6, 7, 8. Телефон 301-98-99, добавочный 51-13.
Прием дискет с данными от учебных заведений
Окна 9-11
Будни кроме ПТ и предпраздничных дней - 9-12, 13-16.30;
Пятница и предпраздничные дни - 9-12, 13-15.